Восточный танец в Западной Сибири: история разрушения стереотипов у отдельно взятого журналиста

Интервью с … Сергей Ермаков, танцор, преподаватель восточных танцев, житель Академгородка, занял первое место в номинации «мужское соло» на фестивале Shimmy in the City, который проводился 23—25 сентября 2011 г. в Лондоне, точнее – в Кройдоне, который сейчас является городским округом Большого Лондона. По словам самого Сергея, на фестивале он был «тёмной лошадкой». Тем не менее, сумел обойти явного фаворита, танцора из Греции, и ещё одного претендента на первое место из Англии. Собираясь на встречу с Сергеем, неоднократным, как выяснилось, призёром международных конкурсов и фестивалей, я испытывала некоторое удивление. Я всегда думала, что восточный танец, он же танец живота – сугубо женский удел. Выходят на сцену гурии в лифчиках и шароварах и начинают имитировать мусульманский парадиз в отдельно взятом зрительном зале. А что педагог у гурий мужского пола – так бывают же, например, у гимнасток или фигуристок-одиночниц тренеры-мужчины! Но что он сам выступает – этого я как-то не ожидала. Всё-таки не только на гурию, но даже на «миленького такого Аладдинчика» (слова восторженной зрительницы на одном форуме) Сергей никак не походит. Хотя строен, подборист, даже сидя умудряется быть удивительно пластичным, а когда начинает руками и корпусом показывать что-то, то кажется просто бескостным. Его подвижное лицо способно мгновенно изобразить надменность, гнев, воинственность, нежность, перетекающие друг в друга. Одним словом, артист. Моими стереотипными представлениями о восточных танцах я честно поделилась с ним. — Танец изначально- не женское дело, — огорошил меня Сергей. – Женщины не танцевали на публике. О России не скажу, но если смотреть на традиции от Древней Греции до Японии или Индии, у женщин была печальная участь: они сидели по домам, а танцы, сцена, театры – это всё было искусство мужское. Впрочем, тут же мне стало ясно, что речь идёт о профессиональном искусстве и о женщинах из приличных городских семей. В народной хореографии дело обстояло иначе: — Восточный танец имеет народные корни, где можно найти и чисто мужские, и чисто женские, и смешанные танцы. Крестьянские стили подразумевали смешанное исполнение, например, когда отмечался праздник урожая. В мужских и женских танцах техника танцоров, естественно, отличалась, как и костюмы. Например, тахтиб (стиль саиди), танец с тростью – изначально мужской танец, изображающий в игровой форме бой на палках. Для этого танца характерны прыжки, резкие выпады, одна из его главных черт – воинственность, она характерна для мужских танцев вообще. Что интересно, женщины тоже исполняют стиль саиди, но их движения мягче, они не подпрыгивают высоко, не мечут трости, и трости у них тонкие. Иногда можно услышать, что это танец египетских пастушек, ведь Саид – провинция в Египте, где развито овцеводство. — Получается, что женщины иногда перенимали мужские танцы? — Нет, мы не можем так сказать. Если взять танец с тростью, никто вам не расскажет, когда и почему это произошло. Вообще есть много неизвестного в происхождении восточного танца. Все согласны в одном, что он имеет древние корни, но что именно и как на этих корнях развивалось – непонятно. Ведь в те времена танец искусством не считался, поэтому документальных свидетельств не сохранилось. Даже в современном Египте к танцам весьма неоднозначное отношение. Поэтому то, что мы видим сейчас – это либо сохранившиеся и собранные воедино осколки подлинных танцев, либо «мысли на тему». Например, из этой серии стиль «фараоник», восстановленный по древнеегипетским фрескам и рисункам на папирусах. Я очень сомневаюсь, что фараоны сами танцевали вообще, и не уверен, что именно так пластически выражали себя их подданные. Но за последние 100-200 лет стиль сформировался именно из элементов, родившихся на основе изображений. Или так называемый андалузский стиль мувашшах, вероятно, восходящий к временам арабской экспансии на Пиринейском полуострове (VIII—XV вв.). Известны только несколько мелодий для этого стиля, непростых, со сложным ритмом. Есть мнение, что формировался он под влиянием буквально хореографии народов мира, когда наложницы в сералях арабских правителей развлекали друг друга, танцуя каждая танцы своей родины. Нельзя не отметить и вклад отдельных людей в развитие того восточного танца, который мы знаем сейчас. В Египте есть известный хореограф Махмуд Реда, основатель первого национального фольклорного танцевального ансамбля в Египте «Reda Group», персона, сравнимая с нашим Игорем Моисеевым. Именно он вывел фольклорный арабский танец на сцену. Народный танец для исполнителей хорош тем, что не требует специальной хореографической подготовки. Обычно есть ограниченный набор фигур, который можно быстро усвоить, однако со стороны это смотрится несколько однообразно. Законы же сцены требуют от танца большей зрелищности, поэтому Махмуду Реда пришлось ввести для этого ряд новшеств. Думаю, восточный танец имел много источников и несколько направлений развития, хотя понятно, что танец не рождался на сценах. Задам вопрос, который приходится иногда слышать: ратуя за все эти чуждые русскому народу арабские многовертимые скакания, не внедряете ли вы подспудно идеологию ислама? — Танцы, о которых мы говорим, имеют доисламское происхождение. Наверное, поэтому, как я уже говорил, в самом Египте отнюдь не все приветствуют их развитие и распространение. До недавнего времени, как мне рассказывали, если девушка-арабка, собиралась заниматься танцами, она уезжала из родного города (а иногда и страны), где она родилась и выросла, чтобы соседи не могли её осудить. Египетские педагоги говорят, что их радует распространение восточного танца в мире, в том числе и в России, однако если к власти в их стране придут исламские фундаменталисты, то танцы могут оказаться практически под запретом. — А какое место занимают танцовщицы и танцоры из России в международной табели о рангах? На фестивале, о котором мы говорим, в номинации «женское соло» первое место заняла девушка из Красноярска. Красноярские танцовщицы не раз выступали на конкурсах в Египте и оказывались лауреатами фестиваля в Каире «Nile Group». В Сибири предпочитают египетскую технику танца. При этом, несмотря на то, что в наших умах безраздельно царит Великий Русский Балет, часть российских танцовщиц старается отойти от классики в восточных танцах и соприкоснуться с чем-то более архаичным и овладеть так называемым «кабацким стилем», более раскованным, страстным. Русские танцовщицы в Египте не только выступают на конкурсах, но и работают. Когда они танцуют в Египте, их путают с местными, зрители бывают до последнего уверены, что перед ними арабские исполнительницы с соответствующей манерой. Более того, вице-президентом Международной Ассоциации артистов Египта является россиянка, Татьяна Федяева, носящая арабское имя Нур (свет). Её танец отличается большой изысканностью и сложным сценическим рисунком, она подлинный мастер. Благодаря ей и её мужу Яссеру Аль-Сувэйри в Новосибирске проводится конкурс «El Fan El Arabi». — Что это за конкурс и когда он состоится в наступающем году? — Это ежегодный Международный Фестиваль искусства арабского танца, в этом году он проходит 28-30 октября уже в 6-ой раз. А в феврале 2012 г. – с египетскими звездами приедет настоящий египетский оркестр, добрая половина которого – просто живые легенды. Когда прошлой весной они приехали в первый раз, в самом Египте удивлялись, как это удалось собрать их всех вместе – ведь их график расписан на несколько лет вперёд. Совсем недавно о таком немыслимо было даже мечтать. А сейчас мы получаем бесценный опыт общения и танец под живую музыку, который обязательно должен быть у каждого, кто занимается Востоком. — Как же они соглашаются ехать в такую глушь, ведь Сибирь – это что-то запредельное для них? — Конечно, стереотипы насчёт нас ещё никто не отменял. Россия – это в каждой квартире шкуры медведей, водка ящиками и коллекции матрёшек. Но всё-таки им интересно, поэтому и устраивают мировые гастроли, а благодаря Нур и Яссеру они получают гарантию, что здесь их не поселят в холодную гостиницу с клопами, а встретят, как подобает. Любопытно, что на конкурсе в Лондоне меня объявили танцором из Сибири – там её воспринимают как земли, отдельные от России. Упоминание конкурсов явилось поводом спросить о планах. — Сейчас мы приглашаем людей в нашу студию, в новые группы, — ответил Сергей. – Со временем некоторые смогут не только выступать, но и учить других. У нас есть коллектив «Yalla» — бо́льшая часть его танцовщиц одновременно работают как педагоги. В нашей студии мы развиваем два направления: собственно восточный танец и трайбл-фьюжн . В Новосибирске это новое направление появилось только два года назад. Трайбл-фьюжн отличается музыкой, характером движений и костюмами. Элементы одного танца переплетаются с элементами другого: арабский стиль гавази, индийский бхарат-натьям, элементы фламенко – всё вместе составляет совершенно гремучую смесь. Для пластики этого танца характерны змеиные, перетекающие друг в друга движения, но в музыке есть острые, неожиданные ритмические акценты, что действует на зрителя завораживающе. 17 декабря состоится концерт «Made in Egypt» в ДК «Юность». В нём будет представлен восточный и фольклорный блоки, шоу-номера в исполнении ведущих танцовщиц и танцевальных групп Новосибирска. В концерте впервые будут представлены новые направления — трайбл-фьюжн и ATS (American Trible Style). …Завершая разговор, во время которого я узнала очень много нового, мы вернулись к тому, с чего он начался. Сергей признался, что журналисты часто спрашивают его, как же он начал заниматься восточным танцем. — Чем меньше человек знает, тем больше у него стереотипов. Ведь что такое восточный танец для тех, кто только слышал о нём? Это танец живота. А раз так, то это блёстки, стразы и голый живот. Мужик в блёстках и с голым пузом – смешон! А какой нормальный мужчина хочет выглядеть в чужих глазах смешным? Вот потому-то и выбирает себе «мужское» хобби… Мы ведь зависим от мнения окружающих и нередко действуем с оглядкой на него. А так как сейчас жизнь предлагает большой выбор хобби, то мужчины часто делают его не в пользу танцев. Что жаль – русские люди раньше всегда отдыхали с пляской. …Мне тоже жаль, что представители сильного пола не пробуют свою силу в восточном танце, который иногда требует немалой выносливости – например, при исполнении тануры. Танура, как объяснил Сергей, это танец, который связан с представлениями о зарождении жизни и происходит от дервишского кружения, посредством которого они достигали трансперсонального состояния, только в тануре танцор крутит свои тяжёлые юбки, вес которых достигает 15—20 кг и одновременно «трюкачит». Я посмотрела на YouTube – это не только восхищает, но и производит впечатление мощного силового упражнения. Кроме того, для мужчин в восточных танцах есть своеобразный вызов: пока что в России, да и за её пределами ситуация сложилась так, что женщины в смысле техники и артистизма в массе своей обошли немногочисленных соратников на полтора корпуса. Так что Welcome to the club, и юноши, и девушки. Если уж не записаться в студию, то начать ходить на концерты. Потому что – и тут мне придётся чистосердечно покаяться в ещё одном грехе стереотипа – я была уверена, что в Новосибирске только имитируют аутентичный стиль. А оказалось, всё поставлено самым серьёзным образом. Настолько серьёзным, что кто знает – не заговорят ли через несколько лет о сибирской школе восточного танца?

Мария Горынцева для Ladies.academ.org